Минэкономики о предпосылках механизма упрощенного перехода ИП в юрлица
Механизм упрощенного перехода из индивидуальных предпринимателей в юридические лица, утвержденный законом №365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности», — новый для постсоветского пространства. Об этом в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказала замдиректора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Ирина Бабаченок.
У закона есть два целевых ориентира, отметила она.
«Первый — это выравнивание конкурентной среды в сфере ведения бизнеса для различных организационно-правовых форм. Второе ключевое направление — это создание понятных стимулов для укрупнения и масштабирования бизнеса. Что касается первой целевой установки, то реализация либерализационного пакета, который был принят в конце 2017 года — начале 2018 года, сыграл свою роль и помог вывести из теневого сегмента большое количество экономических агентов», — рассказала Ирина Бабаченок. Речь идет о принятом главой государства в 2017 году так называемом либерализационном пакете правовых актов, главным из которых стал декрет №7 «О развитии предпринимательства».
В то время в Беларуси было определенное количество экономических агентов, которые не проявляли себя, заметила специалист.
«Это какие-то элементарные виды деятельности, которые были во все времена. Если мы вспомним свое детство, мам, бабушек, то у каждой уважающей себя женщины, в том числе в советский период, всегда был свой парикмахер, маникюрщица, портниха и так далее. Поэтому на самом деле ничего не изменилось. Для того, чтобы люди работали в легальном поле, им необходимо было предложить условия для перехода в это легальное поле. Поэтому появился сектор, который условно называют самозанятыми, — для тех людей, которые осуществляли определенный вид экономической деятельности на системной основе, за деньги (парикмахеры, швеи, заводчики котят и щенков, пекари)», — пояснила Ирина Бабаченок.
Нельзя очень строго ограничить какие-то виды деятельности или как-то их описать, добавила она.
«Они все пересекаются, где-то взаимодополняют друг друга или взаимно перетекают. Для нашего славянского ума нормально искать какие-то интересные ходы, и в такой ситуации часть лиц предпочли сменить вид деятельности с индивидуального предпринимателя, на самостоятельную профессиональную деятельность. Если кто-то работал в качестве юридического лица, например те же парикмахерские услуги, то им было выгоднее стать ИП или самозанятым. Поэтому появились определенные перекосы, когда один и тот же вид деятельности, который формирует у субъекта совершенно разные издержки, предлагает рынку совершенно разные цены. Например, парикмахер, который работает на дому, выставляет цены намного ниже, чем тот, который оказывает услуги в салоне, — сказала она. — Когда мы уже начали понимать с чем работаем, пришло время предпринять меры, которые бы помогли выравнять предпринимательское поле, и при этом предложить людям механизмы простого перехода».
Условно, при масштабировании бизнеса индивидуальный предприниматель не может нанять более трех наемных работников, сохраняя при этом свой организационно-правовой статус. Для этого необходимо сменить его на коммерческую организацию, что по сути означает полное прекращение деятельности в роли ИП и старт в статусе юрлица с самого нуля. У предпринимателя всегда есть наработанный бизнес-пакет за весь период работы, клиенты, а еще могут быть кредиты, лизинги и еще какие-то обременения, привела пример Ирина Бабаченок.
«ИП должен исполнить все обязательства досрочно, свернуться, прекратить все договорные отношения, зарегистрироваться в качестве коммерческой организации и начать свою жизнь с нуля, а не развиваться дальше от достигнутого уровня. Поэтому задача по упрощению перехода из ИП в юрлица ставилась во главу угла при формировании соответствующего законопроекта, который теперь уже стал законом», — пояснила она.
Закон №365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» предложил тот самый механизм перехода из статуса индивидуального предпринимателя в статус коммерческой организации без прекращения деятельности и потери всего наработанного бизнеса-пакета. По большому счету это новый инструмент, подчеркнула специалист.
«Причем он новый не только для Республики Беларусь, но и в целом для постсоветского пространства, для которого характерен такой институт как индивидуальный предприниматель. Мы в этом плане первопроходцы, поэтому совершенно понятно, почему он вызывает некоторую настороженность в предпринимательской среде. Поверьте, мы точно также испытываем определенные беспокойства по этому поводу. Поэтому мы везде говорим, что госорганы ни в коем случае, особенно на первоначальных этапах, не оставят предпринимателя один на один с вот этим переходным порядком», — резюмировала Ирина Бабаченок.
Основные положения правового акта вступают в силу с 1 октября 2024 года.
Поделиться:
Читайте VBIZNESE.BY в Одноклассники | Вконтакте | Телеграм