Как сохранить цветочный бизнес в пандемию: личный опыт владелицы

Предпринимательница Ирина рассказывает, как выйти из кризиса с минимальными потерями. Для меня карантин начался задолго до основных событий. В середине марта все смотрели как плохо итальянцам и китайцам, но никто не проецировал ситуацию на остальные страны, пишет burninghut. Я почитала аналитику ВОЗ и поняла, что мы следующие.

Как сохранить цветочный бизнес в пандемию: личный опыт владелицы

Как стать трендсеттером в сфере, о которой ничего не знаешь

Моей уютной мастерской уже семь с половиной лет. Всё началось с Instagram-витрины и распустилось до большого красивого магазина на главной улице в центре города. Мы стали теми самыми трендсеттерами, которые потянули за собой остальных.

Первый в городе коммерческий инстаграм— не только из цветочных, а вообще из всех бизнесов, — работа с блогерами, привоз интересных людей с воркшопами и лекциями, организация собственных мастер-классов, вечеринок, декор стильных свадеб.

У нас с самого начала был экзотический ассортимент. Пионовидные розы и тюльпаны, ранункулюсы, эвкалипты, интересные добавки в виде ягод и сезонных растений — сейчас это для всех норма. А семь лет назад они были редкостью с низким спросом.

Я ничего не знала про цветочный рынок, и это мне сильно помогло. Когда никто не говорит тебе: «Так делать нельзя», тебя ничего не останавливает, рамок нет.

Главное – верить в себя, именно так у предпринимателя ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.

Что нужно, чтобы безопасно работать в период пандемии

У меня в команде десять человек, плюс бухгалтерия и курьеры на аутсорсе. В середине апреля я выдала всем сотрудникам новые инструкции. Как мыть руки, как дезинфицировать рабочие поверхности. Часть персонала — администратора и отдел маркетинга — сразу перевела на удалёнку.

Тогда же я сразу договорилась с нашими курьерами об оптимизации логистики и снижении тарифов на доставку для предварительных заказов, чтобы более эффективно составлять маршруты. Это позволило снизить порог бесплатной доставки для клиентов и сократить число людей, приходящих в мастерскую лично.

В целом, так как мы с первого дня работы были заточены на приём заказов во всех возможных каналах коммуникации (сайт, мессенджеры, соцсети) и доставку, нам не нужно было сильно менять бизнес-процессы. Заметные изменения произошли только в санитарно-гигиенической части. Мы просто представили, что теперь мы ресторан и надо мыть ВСЁ. Всё остальное делаем в обычном режиме.

Что делать, чтобы не пришлось увольнять людей из-за пандемии

Ещё на старте эпидемии объяснила, что будущее неопределённое, заказов может стать в разы меньше. Это значит, что им стоит сейчас более осознанно подходить к своим тратам, свести расходы к минимуму. Потому что наши доходы напрямую зависят от числа заказов. Как только станет меньше заказов, станут меньше зарплаты, пропадут премии. Мы их просто для себя не заработаем.

Тем не менее, мы не только никого не уволили, но и сейчас обеспечиваем сотрудников работой и зарплатой в прежнем объёме. Учитывая нарастающие темпы безработицы, я считаю, что мы красавчики. Но есть куда расти, конечно же.

Как выйти из кризиса без потерь

Без потерь из этого кризиса мало кто выйдет. Вопрос в масштабах. Да, нам повезло, что у нас по-прежнему есть работа. Но если быть честными, мы многое для этого сделали.

Сейчас все цветочные магазины, у которых не развита доставка и дистанционные каналы приёма заказов, просто закрыты. Они работали только на мимо проходящем трафике, которого сейчас нет, и он не скоро вернётся. Мы же прокачивали удалённый сервис с первого дня существования.

Я работаю по старому правилу «клиент всегда прав». И если клиент говорит, что ему нужен ещё один способ оплаты, что ему удобнее общаться в Telegram, чем прийти лично, что ему надо посмотреть фото всего, что есть в наличии в холодильнике, — значит, мы это дадим ему. И эта гибкость окупается.

После кризиса у нас станет больше конкурентов: я вижу, как многие розничные точки ринулись в сектор рекламы в инстаграм и это правильно. Бизнес переходит работать в онлайн.

Бюджеты на таргет часто неумело сливаются, но какой-то процент справится и научится работать в новых условиях. И это будущие игроки в нашем сегменте. Владельцы таких точек занимаются цветочным бизнесом по 7-10-15 лет. Это их не первый кризис (эх, и не последний). Думаю, и не через такое проходили, прорвутся.

Что делать предпринимателям сейчас

Мне кажется, сейчас предпринимателям нужно делать всё, что приходит в голову. Реализовывать все идеи, которые откладывались на когда-нибудь потом. Сейчас самое время.

Лично я буду ещё больше инвестировать в развитие бренда и технологии, пока это возможно. А справиться поможет только собственный здравый смысл и информация из адекватных источников.

Поделиться:

Читайте также: