Что будет с авторынком дальше. Новые будут дорожать, а подержанные уже подешевели
Эксперты рассказали, что происходит с авторынком Беларуси и попытались спрогнозировать, что будет с ценами дальше.
«Рынок новых авто откатился к уровню 2017 года»
Сергей Михневич, председатель Белорусской автомобильной ассоциации, считает, что рынок новых авто начнет оживать не раньше осени. Сейчас рынок откатился к уровню 2017 года. И пока на него оказывают влияние сразу несколько негативных факторов.
Главный из них – рост цен. Неизбежный путь, который придется пройти дилерам — это повышение цен на автомобили. Белорусский рубль упал к российскому, а российский рубль, в свою очередь, к доллару. Такого «счастья», как в марте, когда доллар вырос, а цены остались в белорусских рублях, больше не будет.
— Российские заводы обещают ежеквартально поднимать цены на автомобили, компенсируя изменившийся курс. Цены держались, пока распродавались склады. Торговать в убыток никто не станет.
На ситуацию влияет страх покупателей совершать крупные траты в период нарастания кризиса. И еще больший страх совершать эти покупки в кредит. По оценкам эксперта, наш рынок примерно на 60% формировался за счет финансовых инструментов — кредитов и лизинга. Банки также сократили количество финансовых продуктов для покупки авто, повысили процентные ставки.
Еще один важный фактор — указ о льготной растаможке заграничных авто. Уже в прошлом году он существенно влиял на ситуацию, а сейчас список льготников расширили.
— Соответственно, объем подержанных авто, ввозимых по льготам, возрастает. И это тоже оттягивает спрос от сегмента новых автомобилей. У нас нет официальных данных по ввозу подержанных машин, но исходя из анализа некоторых источников, можно говорить, что в прошлом году было ввезено порядка 15−20 тысяч авто из-за пределов Беларуси. Предполагаем, что в этом году будет ввезено не меньше 20 тысяч, а то и больше, — предполагает Сергей Михневич.
Эксперт говорит, что наиболее массово под льготный указ завозятся автомобили самого популярного ценового сегмента — 12−15 тысяч долларов. И этот же сегмент популярен среди новых машин российского производства.
“Летом дилерам будет тяжело, но они закрываться не будут”
Если проанализировать итоги продаж начиная с января 2020 года, то заметно, что наибольший провал показал сегмент автомобилей с ценой от 20 тысяч долларов и выше. В меньшей степени провалился премиальный сегмент, причем отдельные марки показали даже рост.
— Всплески продаж некоторых моделей можно объяснить двумя факторами.
- Во-первых, ситуация отложенного спроса, которая сложилась по некоторым моделям. Как только машины поступили на рынок, те, кто собирался их купить, пошли в автосалоны.
- Второй фактор — ожидаемая новинка рынка. К ним всегда наблюдается повышенный интерес.
Сергей Михневич осторожно оценивает дальнейшие перспективы развития рынка новых автомобилей.
— Мы не питаем иллюзий — лето будет очень тяжелым. Мы ожидаем, что по итогам года падение составит не меньше 30% по отношению к прошлому году. Если дилеры продадут 40−45 тысяч новых машин, то это будет хорошим результатом.
При этом, как считает эксперт, до ухода с рынка каких-то дилеров дело не дойдет: ведь есть не только продажи, но еще и обслуживание автомобилей.
“Не стоит ждать резкого снижения цен”
А вот для рынка подержанных автомобилей ситуация выглядит несколько лучше — на помощь пришел как раз-таки тот самый указ о льготной растаможке.
— Если проанализировать тот ассортимент автомобилей, что есть у нас, а это более 450 машин, то становится понятно, что однозначно парк подержанных машин обновляется за счет пригона «свежих» машин из Европы и США. У покупателей появилась реальная возможность выбирать между новым «бюджетником» российского производства и трех-пятилетним автомобилем из Европы или США более высокого класса и с лучшим оснащением по той же цене, — говорит Михаил Белянкин, владелец торговой марки «4 колеса».
Основной спрос на автомобили ценой до 12 тысяч долларов. Много автомобилей продаются в лизинг. Чаще всего покупатели имеют в наличии около 20% от стоимости автомобиля.
Сейчас цены немного просели по отношению к тем, что были несколько месяцев назад. Во всю силу заработали аукционы в Европе и США: начался приток автомобилей, появился выбор.
Сейчас много ситуаций, когда люди приходят и сдают на выкуп свой дорогой автомобиль, чтобы купить подешевле, а разницу вложить в бизнес, который испытывает трудности. И вторая категория, пусть не массовая, но заметная — это те, кто купил автомобиль в кредит, а сейчас не могут его выплачивать и сдают на комиссию. И мы много таких машин выкупаем.
Из-за всего этого цены на подержанные машины несколько снизились.
— Еще одна причина снижения цен — люди хотят продать свой автомобиль быстро, поэтому легко соглашаются на хороший торг, могут сбросить тысячу-полторы долларов от первоначальной цены. Поэтому тем, кто мечется между «купить сейчас» и «подождать еще немного», я бы посоветовал все же не задумываться об этом. Если вы нашли хороший, устраивающий вас автомобиль, то покупайте.
Поделиться:
Читайте VBIZNESE.BY в Одноклассники | Вконтакте | Телеграм