Бизнес предлагает спасать торговлю: отказаться от части скидок, уменьшить выплаты банкам. Что еще?
По мнению белорусского бизнеса, торговля сегодня работает в нелегких условиях ценовых ограничений. Растут доходы населения и товарооборот, но рентабельность в сфере или очень низкая, или вообще отрицательная. Минский столичный союз предпринимателей и работодателей подготовил концептуальные предложения по преобразованию сферы торговли в Беларуси. Выяснили подробности.
Крупные сети против МСП
Сопредседатель, директор союза Виктор Маргелов отметил, что сейчас самое время рассмотреть роль и место торговли в стране.
–Если ничего не менять, то могут возникнуть тяжелые последствия для экономики всей страны. В отрасли занято более 50% субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности. В основном это субъекты малого предпринимательства.
По его мнению, постановление правительства №713 об ограничении роста цен играет свою роль в доступности товаров, но надо сделать так, чтобы и торговля работала рентабельно и выросла зарплата продавцов. По экспертным оценкам действие постановления привело к уменьшению валовых доходов предприятий розничной торговли продуктами питания в среднем не менее, чем на 15% при аналогичной выручке.
Розничный товарооборот торговых предприятий в 2023 году вырос более чем на 8%. Ускоренными темпами растет интернет-торговля, торговля через маркетплейсы, увеличивается доля крупных торговых предприятий, в том числе иностранных. В тоже время рост крупных сетей ведет к разорению малого бизнеса.
По словам главы бизнес-союза, наблюдаются неравные условия хозяйствования для малых и крупных предприятий в сфере розничной торговли по многим вопросам. В сложившейся рыночной среде крупные торговые предприятия сегодня оказались в более выигрышном положении – особые условия поставок, экономически необоснованные скидки и цены производителей и импортеров.
В результате достаточно широким ассортиментом продукции некоторые крупные сети торгуют в розницу по более низким ценам, нежели ее отпускают производители субъектам МСП. Белорусские производители высказывают постоянные претензии о проблемах поставки своей продукции на полки крупных сетей. Это относится, прежде всего, к непродовольственным товарам. Действие постановления №713 привело к тому, что крупным торговым сетям намного выгоднее торговать в розницу импортным товаром, чем отечественным предприятиям его импортировать (разрешенные наценки складываются).
Проблема в кадрах
Спикер обозначил еще одну проблему.
– Низкая рентабельность торговых предприятий МСП обусловила острейшую нехватку кадров в розничной торговле, особенно в малых городах и сельской местности. Средняя начисленная зарплата продавцов торговых предприятий в регионах – всего 700-800 рублей, что более чем в 2 раза ниже средней зарплаты в стране. Перспективы ее повышения весьма туманны. Нарастают случаи закрытия торговых объектов по причине полного отсутствия кадров.
Еще одна проблема – эквайринг
По словам Виктора Маргелова, банки берут за эти услуги очень высокие проценты. Доходы банков за эквайринг сопоставимы с фондом заработной платы 600 тыс. работников торговли.
–Этот вопрос надо решать. Он долго не решается. Предлагается установление предельных ставок по эквайрингу на период действия государственного регулирования ценообразования на уровне 1% по карточкам белорусских эмитентов.
Что еще предлагают эксперты от бизнеса
По словам спикера, в условиях стоящих перед страной вызовов и угроз необходимы формирование и неотложная реализация пакета стратегических решений в сфере торговли в следующих направлениях:
- Осуществление комплекса мер по повышению доходности, общей производительности в отрасли и снижению избыточных расходов торговых предприятий;
- Уменьшение перечня товаров, подлежащих государственному регулированию ценообразования для субъектов малого предпринимательства в населенных пунктах, где они не являются единственными продавцами;
- Создание условий для приоритетного развития отечественных торговых предприятий, установление порядка для открытия объектов розничной торговли иностранными инвесторами, а в малых городах и отечественными (при открытии объектов с торговой площадью более 300 квадратных метров) при согласовании местных органов власти совместно с субъектами хозяйствования, реализующими аналогичный ассортимент товаров на данной территории (опыт ФРГ);
- Установление моратория на открытие новых торговых объектов с торговой площадью более 3000 квадратных метров до принятия научно и экономически обоснованной методики целесообразности их размещения и оценки приемлемости негативных последствий для других участников рынка;
- Установление предельной доли выручки предприятий розничной торговли с долей иностранных собственников более 50% в уставном фонде на уровне не более 35% от общего товарооборота по установленному перечню важных для национальной безопасности групп товаров;
- Расширение перечня товаров, отпускаемых белорусскими производителями белорусским предприятиям розничной торговли по единой цене без других дополнительных условий (опыт США);
- Снижение административной нагрузки на деятельность малых предприятий, в том числе в сфере розничной торговли, радикальное сокращение и упрощение документооборота;
- Исключение бланков товарных и товаротранспортных накладных из перечня бланков строгой отчетности в связи с их полным дублированием на портале МНС электронных счет фактур;
- Формирование и реализация комплексных единых систем совместного обслуживания населения в сельской местности с применением современных технологических платформ, обеспечивающих приемлемую рентабельность этой деятельности.
Источник: Myfin.by
Поделиться:
Читайте VBIZNESE.BY в Одноклассники | Вконтакте | Телеграм