Криптовалюты в Беларуси подрегулировали: что можно и что нельзя «юрикам» и «физикам»
Администрация ПВТ получила дополнительные полномочия по контролю финансовых операций резидентов: соответствующий документ был подписан 18 марта, в силу он вступил 21 марта. Что это означает для криптовалютного рынка Беларуси, кого затрагивает нововведение и что изменилось?
Как напоминает руководитель направления Startup Hub компании Revera Артем Хандрико, в мае прошлого года в Закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» были внесены изменения (редакция вступила в силу 20.11.2020 г.). Изменения определяли, что Администрация ПВТ в пределах своей компетенции осуществляет контроль в части соблюдения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее — законодательство о ПОД/ФТ) резидентами ПВТ, осуществляющими «криптовиды» деятельности.
Декрет №1, по мнению Артема Хандрико, конкретизирует и развивает полномочия Администрации ПВТ в данной сфере. Он указал на ключевые изменения, которые могут сказаться на «криптодеятельности» в Беларуси.
Новое основание для исключения из ПВТ
Во-первых, это новое основание для исключения из ПВТ. Лишиться статуса можно за невыполнение предписания об устранении нарушений, вынесенного Администрацией ПВТ по результатам проведения проверки в части соблюдения законодательства о ПОД/ФТ. Кроме того, Декрет №1 устанавливает, что исключение из ПВТ не исключает применения к проверяемой компании иных мер ответственности, предусмотренных законодательством.
Незаконная предпринимательская деятельность
Во-вторых, Декрет №1 прямо установил, что является незаконной предпринимательской деятельностью:
- оказание на территории Республики Беларусь и (или) с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента интернета иным лицам содействия в совершении и (или) исполнении сделок (операций) с токенами (в том числе выступая стороной по таким сделкам (операциям) с использованием функционирующей в интернете информационной системы либо посредством предоставления права (разрешения) иным лицам использовать такую информационную систему);
- приобретение и (или) отчуждение, в том числе обмен, токенов, кроме случаев, предусмотренных в подп. 2.1 и 2.2 п. 2 Декрета №8.
Подп. 2.1 и 2.2 п. 2 Декрета №8, в свою очередь, устанавливают легальные операции с криптоактивами, которые вправе осуществлять физические лица и юридические лица-нерезиденты ПВТ, а именно:
юридические лица-нерезиденты ПВТ вправе владеть токенами и совершать следующие операции:
- через резидента ПВТ, осуществляющего соответствующий вид деятельности, создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом;
- хранить токены в виртуальных кошельках;
- через операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют, иных резидентов ПВТ, осуществляющих соответствующий вид деятельности, приобретать, отчуждать токены, совершать с ними иные сделки (операции);
физические лица вправе владеть токенами и совершать следующие операции:
- майнинг;
- хранение токенов в виртуальных кошельках;
- обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги;
- дарить и завещать токены.
Майнить, покупать и продавать токены физическим лицам самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам можно: это не является предпринимательской деятельностью.
Контрольные полномочия и изменение статуса токенов
В-третьих, Декрет №1 конкретизировал контрольную функцию Администрации ПВТ в части соблюдения резидентами ПВТ законодательства о ПОД/ФТ.
В данном случае речь идет о резидентах ПВТ, осуществляющих следующие виды деятельности:
- оказание услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов) с использованием интернета, включая услуги по продвижению цифровых знаков (токенов), консультационные и иные сопутствующие услуги (в части совершения сделок, предусматривающих передачу цифровых знаков (токенов) их первым владельцам, и удовлетворения требований владельцев цифровых знаков (токенов), обусловленных при их создании и размещении);
- деятельность оператора криптоплатформы (в части осуществления деятельности с использованием цифровых знаков (токенов));
- деятельность оператора обмена криптовалют (в части осуществления деятельности с использованием цифровых знаков (токенов));
- иная деятельность с использованием цифровых знаков (токенов), в том числе содержащая признаки профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, деятельности инвестиционного фонда, секьюритизации (в части осуществления деятельности с использованием цифровых знаков (токенов)), а также осуществления операций по созданию и размещению собственных цифровых знаков (токенов) (в части совершения сделок, предусматривающих передачу цифровых знаков (токенов) их первым владельцам, и удовлетворения требований владельцев цифровых знаков (токенов), обусловленных при их создании и размещении).
При проверке компании, которые оказались в фокусе внимания, должны обеспечить проверяющим рабочее место с доступом к ПО, используемому в деятельности, и данным, необходимым для проверки.
Резиденты ПВТ, осуществляющие упомянутые выше виды деятельности, при выполнении ими законодательства о ПОД/ФТ могут:
- отказать клиенту в осуществлении финансовой операции, если она отвечает критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций;
- приостановить финансовую операцию, но не более чем на 3 рабочих дня, включая день, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, для принятия решения об осуществлении финансовой операции либо отказе в ее осуществлении;
- отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме при наличии в течение 2 месяцев двух и более решений об отказе в осуществлении финансовых операций клиента.
При этом они обязаны проинформировать клиента о предпринятых действиях.
Кроме того, после вступления в силу документа изменился статус токенов применительно к законодательству о ПОД/ФТ. Ранее подп. 4.2 п. 4 Декрета №8 прямо устанавливал, что токены не относятся к «средствам» в значении, определенном законодательством о ПОД/ФТ. С 21 марта токены к «средствам» относятся.
Источник: Onliner
Поделиться:
Читайте VBIZNESE.BY в Одноклассники | Вконтакте | Телеграм