Налоги в 2025 году: что меняется в законодательстве Беларуси
Поправки в Налоговый кодекс уже приняты в первом и втором чтениях в Палате представителей и одобрены Советом Республики. О планируемых в 2025 году изменениях рассказали первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко и заместитель министра по налогам и сборам Светлана Еськова.
«Традиционно изменения вносятся в связи с необходимостью приведения Налогового кодекса в соответствие с законодательными актами, которые были приняты в течение года. Также необходимо адаптировать ставки налогов к происходящим инфляционным и иным процессам. Ряд изменений предложен по итогам анализа эффективности применения стимулирующих мер, которые действовали достаточно долгий период и по ним уже можно было подвести итоги, сделать определенные выводы. Кроме того, ряд корректировок связан с практическим применением налогового законодательства, результатами контрольной работы Министерства по налогам и сборам и других органов, инициативами и обращениями плательщиков, которые были проанализированы и обобщены», — сказал Дмитрий Кийко.
Индексация налоговых ставок
Первый крупный блок изменений — базовые меры налоговой политики. Предусмотрена индексация налоговых ставок, установленных в белорусских рублях, на прогнозный параметр инфляции. Будут проиндексированы ставки земельного налога, налога на недвижимость, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Одновременно индексируются вычеты и льготы по подоходному налогу — здесь индексация на темп роста номинальной заработной платы.
«На 11,9% предлагается увеличить ставки акцизов на сигареты первой ценовой группы. Остальные ставки акцизов на табак и алкоголь будут проиндексированы в пределах параметров инфляции. Ставки акцизов на автомобильное топливо предлагается сохранить без индексации. В качестве нового объекта налогообложения акцизами появляются безалкогольные энергетические напитки. Ставка составит 50 копеек за литр готовой продукции. Мера предложена в рамках поэтапного расширения подакцизной продукции. Ее вступление в силу предусмотрено с 1 января 2026 года, чтобы плательщики смогли адаптироваться к изменениям», — отметил первый замминистра финансов.
Второй блок — закрепление на постоянной основе или продление срока действия мер налоговой политики по бюджетной консолидации, которые были приняты в предыдущие годы. Такие меры принимались для адаптации экономики к работе в условиях пандемии и санкций.
«Эти меры мы старались принимать точечно, без увеличения налоговой нагрузки на абсолютное большинство плательщиков», — добавил Дмитрий Кийко. В частности, будут продолжать действовать увеличенная ставка налога на прибыль до 25% при превышении налогооблагаемой базы Br25 млн, увеличенные в 10 раз ставки транспортного налога по люксовым автомобилям со сроком эксплуатации не более трех лет.
Пересмотр налоговых льгот
Третий блок — реализация дополнительных мер налоговой консолидации и устранение недостатков, выявленных в ходе контрольной работы. «Право на инвестиционный вычет будет распространяться только на коммерческие организации по зданиям и сооружениям производственного назначения. Применение инвестиционного вычета бюджетными организациями, общественными и религиозными объединениями, иными некоммерческими организациями будет исключено в связи с отсутствием производственной деятельности», — отметил первый замминистра финансов.
Предлагается отменить льготу по подоходному налогу для физических лиц в отношении доходов, полученных от продажи долей в уставных фондах и акций белорусских организаций, принадлежащих налогоплательщику в течение не менее трех лет. Кроме того, предлагается поэтапная отмена пониженных ставок налога на прибыль и подоходного налога в отношении дивидендов. Предусмотрено также увеличение ставки налога на доходы по дивидендам, получателями которых являются иностранные организации, с 15% до 25%.
«Суммарный эффект от всех мер консолидации мы оцениваем в размере более Br300 млн», — добавил Дмитрий Кийко.
Четвертый блок — меры социального стимулирующего характера. Среди них — продление действия налоговых льгот по налогу на прибыль, земельному налогу, арендной плате за землю для организаций, использующих труд инвалидов, на три года. Также предлагается продлить льготу по налогу на прибыль и подоходному налогу по инвестиционным фондам на пять лет. Кроме того, предлагается ввести возможность учитывать при налогообложении прибыли расходы по доставке работников до места работы и обратно в составе прочих затрат.
Расширяется возможность применения стандартного налогового вычета, установленного для молодых специалистов. Он будет распространяться на большее число категорий. Увеличивается и размер такого налогового вычета.
Планируется также, что будет снято ограничение, касающееся однократного получения имущественного вычета для многодетных семей, которые строят или покупают жилье. Таким образом, многодетные семьи смогут несколько раз воспользоваться имущественным вычетом.
Криптовалюты
В Налоговый кодекс Беларуси с 2025 года планируется внести новую статью «Особенности исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных по операциям с цифровыми знаками (токенами)». Доходами признаются любые виды средств, полученные от таких операций, в том числе от майнинга, обмена токенов на иные токены, отчуждения за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги.
«По налогу на прибыль для резидентов ПВТ предусмотрена ставка в размере 9%. Для субъектов, не являющихся резидентами ПВТ, будет применяться общеустановленная ставка 20%, а при превышении валовой прибыли Br25 млн — 25%», — добавил Дмитрий Кийко.
Не нужно будет платить подоходный налог с физических лиц, если доходы получены по операциям с токенами, созданными резидентами Парка высоких технологий и (или) через резидентов ПВТ, по операциям с токенами, совершенным через резидентов ПВТ. Также объектом налогообложения не будут считаться доходы от деятельности по майнингу, от обмена токенов на иные токены (кроме незаконной и запрещенной деятельности) и если токены получены в результате дарения или в виде наследства от физических лиц.
Изменения для иностранных организаций
Для дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, которые состоят на учете в налоговом органе, с 2025 года изменится порядок администрирования в части возврата налога на добавленную стоимость. Вместо территориальных инспекций такие организации должны были предоставлять документы для возврата НДС в инспекцию МНС по Минску.
Также упраздняется постановка на учет иностранных организаций на основании договоров, предусматривающих выполнение работ и оказание услуг на территории Беларуси. Такие изменения произошли в связи со вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса. Начиная с 19 ноября 2024 года действует шестимесячный переходный период. «Это период для того, чтобы такие организации смогли привести в соответствие документы. В течение шестимесячного срока они могут продолжить осуществлять хозяйственную деятельность на прежних условиях. Но с 19 мая иностранное юридическое лицо, которое состоит на учете в налоговых органах и осуществляет деятельность через постоянное представительство, должно будет либо открыть филиал, либо создать юридическое лицо, либо войти в состав организации на территории Беларуси, либо прекратить деятельность в порядке, установленном законодательством», — отметила Светлана Еськова.
Противодействие теневым схемам
«В условиях противодействия теневым схемам, в частности с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) либо с необоснованным возвратом налога на добавленную стоимость, в Налоговый кодекс включены отдельные положения. Первое — это запрет на применение УСН для организаций, созданных в рамках реорганизации. Второе — мы ввели право налогового органа ограничивать и возобновлять доступ в личный кабинет плательщика на портале электронных счетов-фактур. При этом такая возможность будет только тогда, когда у плательщика отсутствует реальное совершение хозяйственных операций, а также есть задолженность по налогу на добавленную стоимость перед бюджетом», — рассказала замминистра по налогам и сборам.
Более подробные условия будут прописаны в постановлении Министерства по налогам и сборам, которое будет принято во исполнение этой нормы. «И хочу немножко успокоить добросовестных плательщиков — данное положение коснется именно поставщиков, то есть не покупателей. А покупателям хочу порекомендовать проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента. Это очень важно. Сегодня много информационных ресурсов позволяет это сделать», — добавила Светлана Еськова.
Цифровизация
В прошлом году Министерство по налогам и сборам взяло на себя подготовку деклараций для организаций по земельному налогу. Почти 77% плательщиков их подтвердили и не вносили никаких изменений. К 30 января 2025 года плательщики снова получат такие заполненные декларации. «И еще один шажок вперед — такие же заполненные декларации организации получат по транспортному налогу. Также хотим приступить к префайлингу деклараций по налогу на добавленную стоимость на основании сведений электронных счетов-фактур. Надеюсь, что в 2025 году мы успешно разработаем данный проект, чтобы в 2026 году у вас уже была такая возможность», — обратила внимание замминистра по налогам и сборам.
С 1 мая 2024 года функционирует трансграничный электронный документооборот между субъектами Беларуси и России. «Данному вопросу придается огромное значение. Но успешность реализации проекта будет зависеть в первую очередь от плательщиков. Ваша вовлеченность в использование и оформление электронных документов позволит налоговым органам двух стран приступить к проработке вопроса об упрощении администрирования косвенных налогов. Возможно, при вашей вовлеченности мы рассмотрим возможность отмены заявления об уплате косвенных налогов, которые сегодня оформляются при трансграничной торговле. Интерес для бизнеса очевиден», — подчеркнула Светлана Еськова.
Поделиться:
Читайте VBIZNESE.BY в Одноклассники | Вконтакте | Телеграм